АСАР О КОРМЛЕНИИ ЛЮДЕЙ ЗА УМЕРШЕГО
В сетях распространяют сообщение, которое начинается словами «Хадис о том, что желательно кормить людей от имени умершего человека в течении семи дней…» и приводят асар (сообщение) от последователя сподвижников Тавуса аль-Йамани.
Я посмотрел по этому вопросу фетву
https://islamqa.info/ar/answers/172254/
Сама фетва объёмная – занимает четыре листа А4, поэтому я приведу только основные моменты из этой фетвы.
Еще до того, как стану приводить фетву относительно этого асара, сразу скажу, что это не хадис, то есть не слова Пророка (мир ему и благословение от Аллаха), а слова последователя сподвижников Тавуса аль-Йамани. Но русскоязычные распространители преподносят его как хадис Пророка. Это видно даже по названию «Хадис о том, что желательно кормить людей…».
Человек, который хоть немного знаком с арабским языком, сразу увидит, что в этом асаре (сообщении) от Тавуса аль-Йамани нет выражений «от Пророка» или «сказал Пророк».
Вот так идёт сам этот асар:
عن طاوس اليماني رحمه الله (المتوفى سنة 101هـ) قال :
إِنَّ الْمَوْتَى يُفْتَنُونَ فِي قُبُورِهِمْ سَبْعًا ، فَكَانُوا يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يُطْعَمَ عَنْهُمْ تِلْكَ الْأَيَّامِ
رواه الإمام أحمد بن حنبل في «الزهد»
Правильный перевод будет таким:
Передаётся от Тавуса аль-Йамани (да смилуется над ним Аллах) (умер в 101 году по хиджри) (что он) сказал:
«Поистине, умершие подвергаются испытанию в своих могилах в течение семи (дней), и они считали желательным, чтобы за них (или от их имени), кормили (бедных) в эти дни».
Передал имам Ахмад ибн Ханбал в книге «аз-Зухд»
Распространители же приписали к этому асару слова «что Пророк сказал» и у них получилось вот так.
От Тавуса аль Йаманий (р.а) передается
что Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям сказал):
Поистине умершие подвергаются испытаниям в могилах в течении семи дней, и желательно от их имени в эти дни кормить людей.
Передали:
имам Ахмад (р.а) в книге Зухд.
Основные моменты из фетвы шейха Мухаммад Салих аль-Мунаджида относительно этого асара от Тавуса аль-Йамани:
1. Иснад (цепочка) данного сообщения достоверный.
2. Есть еще два других подобных сообщения от других табиинов, но у них иснад не достоверный.
3. Если иснад сообщения достоверный, но его смысл противоречит достоверным хадисам, то этот смысл не принимается. В многочисленных достоверных хадисах приходит, что испытание произойдёт только за один раз, и не говорится в них, что это будет продолжаться семь дней или семь раз. И самый известный хадис из них от аль-Бара ибн Азиб от Пророка, в котором описывается испытание верующего в могиле. И этот хадис приводится у Абу Дауда, номер 4753 и достоверность подтверждена шейхом аль-Альбани. И также в других хадисах об испытании в могиле не говорится о протяженности этого испытания. И то, о чём умолчала Сунна, лучше и правильнее будет умолчать об этом.
4. Мы не нашли в основных книгах учёных фикха раздела, в котором говорилось бы о желательности кормления (людей) за умерших в течение семи дней подряд.
5. Если даже принять вывод имама ас-Суюты о действии в соответствии с этим асаром от Тавуса аль-Йамани, то это всё равно будет лишь желательное действие, а не обязательное. И если это действие станет где-то обычаем, то это станет затруднением для семьи умершего, кормить людей семь дней подряд. И если они не будут делать это, то люди будут их порицать.
6. И мы не знаем каких-либо ученых, которые бы приняли это положение.
Аллах знает лучше!